https://youtu.be/-_Kcxqmz3ik?t=2845
В чатиках у нас возникли некоторые обсуждения по поводу политики российского руководства в начале девяностых, и я, слово за слово, полез освежить мнение Егора Тимуровича Гайдара на тему событий того времени. А заодно и пересмотрел интервью Гайдара Познеру. Его последнее, 2 марта 2009 года.
Интервью закончилось, а видео всё идёт. И там Познер озвучивает вопрос, адресованный Гайдару, на который сам же и отвечает.
Вы выразили мысль о том, что для того чтобы в стране появился спрос на демократию и свободу, должны быть удовлетворены базовые нужды людей: продовольствие, жилье, безопасность. Но разве спрос на свободу зависит только от финансового положения? Например, в некоторых странах Ближнего Востока высокий уровень доходов, и до сих пор там существуют монархии и спрос на свободу не появился. Может, наш менталитет ближе к ним, нежели к Европе, и демократии у нас не будет никогда?
––––––––––––––––––
Я совершенно согласен, что не от материального благосостояния зависит спрос на демократию и на свободу. Я думаю, что это действительно завистит прежде всего от менталитета. А что такое "менталитет", как это формируется? Да историей! Обстоятельствами, в которых народ живёт. Так вот, где вообще зародились эти идеи демократии и свободы человека? В каких странах? Только в европейских. Я не беру Северную Америку, то есть Канаду, Соединенные Штаты, даже Латинскую Америку, потому что эти страны были заселены европейцами.
А что характерно для всех европейских стран? Характерна эпоха Возрождения. Эпоха Возрождения — это, ну, почти 300 лет, когда народы вышли из темноты феодализма и была значительно ослаблена церковная власть. И тогда стали расцветать идеи о том, что нет ничего ценнее одной отдельно взятой человеческой жизни.
А что происходило в это же время в России? А в это время в России было татаро–монгольское иго, которое длилось почти те же 300 лет, и когда наконец это иго было сброшено, то (в этом большую роль сыграла православная церковь) церковь очень закрепилась и, кроме того, возникло весьма деспотическое правление... И в этих обстоятельствах отдельно взятая человеческая жизнь не значила ничего. Пожалуй, тогда, наверное, родилось выражение "лес рубят — щепки летят". Отдельная человеческая жизнь не имела никакой ценности.
Так вот, мне кажется так: если человек растёт с убеждением, что он ценен сам по себе, то в нём автоматически возникает стремление к свободе, к демократии, он без этого не может самовыразиться, коль скоро он самоценен. А там, где нет этого убеждения, там где человек себя не считает самоценным, тогда какое стремление к свободе и к демократии? Оно неестественно.
Поэтому я хотел бы сказать, что тогда у нас возникнет эта жажда свободы и демократии, когда у безусловного большинства населения будет ощущение, что каждый по отдельности ценен или даже самоценен. А это произойдет, увы, не завтра.
Завтра настало, а ценности каждого по отдельности у нас пока не появилось. Возможно, потому мы и имеем то, что имеем.
Написал Lexy2 на politota.d3.ru / комментировать
Взято отсюда